Главная Новости Новости Что такое душа?

Что такое душа?

Душа – в еврейском понимании – это Я, которое пребывает в теле и действует через него. 

В иврите существует много вариантов перевода слова душа, но чаще всего используются слова нефеш и нешама, которые дословно переводятся как «дыхание». В Книге Бытия (Брейшит) душа описывается как оживляющее нас дыхание Б-га: «И Б-г вдохнул в его ноздри дыхание жизни».

У всего есть душа

На самом деле, не только человек, но и каждое созданное Б-гом существо обладает «душой». Душа есть у животных, у цветов и даже у неодушевленных предметов. Каждая травинка и каждая песчинка обладает душой. Не только жизнь, но даже само существование требует, чтобы душа поддерживала его – некая «Б-жественная искра», которая непрерывно наполняет объект, в котором она находится, жизнью и смыслом. Душа – это не просто двигатель жизни; она олицетворяет причину существования объекта, его значение и цель. Душа – это «внутренняя идентичность вещи, смысл ее существования. Точно так же, как «душа» музыкального произведения – это видение композитора, которое заряжает энергией ноты и дарит им жизнь, так и сами ноты подобны телу – они выражают собой видение и ощущение души. Каждая душа – есть выражение Б-жественного намерения и видения в создании этой конкретной вещи».

Пять уровней

Но именно душа человека самая сложная и самая возвышенная из всех. Наши мудрецы говорили: «У нее (у души) есть пять имен: нефеш (дыхание), руах (ветер,дух), нешама (дыхание), хая (жизнь) и йехида (единственность). Учение хасидизма объясняет, что пять «имен» души на самом деле описывают пять ее ступеней или уровней. Нефеш – это душа как движущая сила физической жизни. Руах – это эмоциональное Я и «индивидуальность». Нешама – это интеллектуальное Я. Хая –сверхрациональное Я, вместилище воли, желания и веры. Йехида обозначает сущность души – единство с ее источником, Б-жественной сущностью. Ибо сущность человеческой души – это «в буквальном смысле частица безграничной сущности Б-га свыше»– так сказать, частица Б-га в нас. 

Две души

Учение хасидизма говорит о существовании двух отдельных душ, которые оживляют человеческое существо: это «животная душа» и «Б-жественная душа». Животная душа движима стремлением к самосохранению и самосовершенствованию; этим она похожа на души и сущности всех других творений. Но мы также обладаем Б-жественной душой – душой, которая движима желанием воссоединения со своим Источником. Наша жизнь – это истории соперничества и взаимодействия этих двух душ, когда мы изо всех сил пытаемся сбалансировать и согласовать наши физические потребности и желания с нашими духовными устремлениями, наши эгоистичные побуждения с нашими альтруистическими порывами. Однако, эти две души не пребывают в теле «бок о бок» друг с другом; скорее, Б-жественная душа облекается в животную душу, так же, как и животная душа в свою очередь облечена в физическое тело. Это говорит о том, что по сути животная душа оживляется «частицей безграничной сущности Б-га свыше». При кажущемся на первый взгляд конфликте между двумя душами, по своей сути они совместимы.

Выбор

Б-жественная сущность человеческой души – это то, что выражает превосходство человека и его отличие от всех других творений, даже от ангелов. Ангелы, может быть, более духовны, но человеческие существа более Б-жественны. Ни одно творение не может обладать истинной свободой выбора. По определению оно включает в себя только то, что вложил в него Всевышний. Это и есть его внутренняя «природа», и любые его желания и действия будут продиктованы этой «природой». И только в человеческую душу Творец вложил частицу Своей сущности. Таким образом, человеческая душа является единственным по истине «сверхъестественным» существом (помимо Творца) – существом, которое не ограничено своей собственной природой. Существом, которое может превзойти само себя. Существом, которое может не просто реагировать на окружающий мир, но воздействовать на него. И вследствие этого – существом, чей выбор и чье действие обладают истинной значимостью. 

Почему физическая жизнь?

Душа формируется в недрах высших духовных миров, где она обретает свою особую идентичность и миссию. Для того чтобы эту миссию исполнить, она отправляется в мир физический, облекаясь в животную душу и получая в пользование материальное тело. И здесь Б-жественной душе приходится иметь дело с противоречивыми потребностями и желаниями души животной; здесь Б-жественная реальность скрыта плотной самостью тела и физического мира. Но именно в этой зоне сокрытия истины и постоянных вызовов, душа может полностью выразить и актуализировать свои Б-жественные силы. 

Руководство и пропитание

Чтобы справляться с трудностями физической жизни, душа обеспечивается компасом и путеводителем. А также ресурсами для подкрепления. Тора – это Б-жественный «план творения», который направляет и наставляет душу в ее жизненной миссии. Тора также является «пищей для души» – изучая Тору, душа поглощает и усваивает Б-жественную мудрость и обеспечивается Б-жественной энергией для того, чтобы продолжать свою миссию и преодолевать трудности. 

Мицвот

Мицва – это Б-жественная заповедь. Каждый раз, когда душа выполняет мицву – жертвует ли монету на благотворительность, возлагает тфилин, или зажигает субботние свечи – она тем самым действует как «партнер Б-га в Его творении» и привносит в мир Б-жественное присутствие. Все мицвот – это физические действия, поэтому душа может выполнять их, только пребывая в физическом мире и облекаясь в животную душу и тело. Таким образом, только лишь на протяжении физической жизни душа обладает возможностью выполнять мицвот. Все, что происходит до и после – это всего лишь предисловие и послесловие для самого главного и возвышенного, что происходит с душой – актов соединения Б-жественного и повседневного. 

Жизнь после жизни

По окончании физической жизни душа возвращается в свое чисто духовное состояние. Она больше не может выполнять мицвот, но Б-гоугодные дела, которые она выполняла в течение своей физической жизни, поднимают ее до таких высот, которые она даже не могла себе представить до своего прихода в физический мир. Эти мицвот подобны семенам, которые укореняются в почве физического мира, прорастают и размножаются, способствуя дальнейшему восхождению души. Равно как и добрые дела, совершаемые в физическом мире другими людьми в заслугу души, уже покинувшей этот мир. 

Грядущий мир

В конечном итоге душа вновь воссоединится с телом. С наступлением эры Машиаха воскрешение мертвых принесет в «грядущий мир» вечную физическую жизнь, при которой «смерть будет искоренена навсегда». В Грядущем Мире все творение будет полностью и беспрепятственно отражать бесконечность и совершенство своего Создателя, а физическое преодолеет конечность и смертность, которые определяют его в сегодняшнем несовершенном мире.